Знакомство детей с духовными понятиями и духовным путем
Вопрос: Дорогой Иисус,
Есть ли у тебя какие-либо рекомендации по методам знакомства детей с духовными понятиями и духовным путем?
Мог бы ты прокомментировать роль "поиска" в сравнении с "получением" духовного знания, поскольку, как мне кажется, важное значение в том, чтобы найти истину самому, а не в обучении этим понятиям с самого рождения.
Кроме того, как мы можем вдохновить детей усвоить духовные учения, которые мы представляем им? Наконец, считаешь ли ты, что регулярное посещение церкви является важной основой для духовного развития детей?
Ответ Иисуса:
Спасибо за поднятие некоторых важных вопросов. Очевидно, я мог бы написать целую книгу на эту тему, но сейчас позвольте мне сделать несколько общих замечаний о поставленных вами вопросах.
Есть ли у тебя какие-либо рекомендации по методам знакомства детей с духовными понятиями и духовным путем?
Самый лучший способ учить детей чему-либо - это учить их на своём примере. Дети – естественные подражатели и следуют примерам взрослых вокруг себя. Поэтому самый лучший способ обучать детей духовным понятиям состоит в том, чтобы убедиться, что вы сами приняли отношение, что вы – искатель истины, а не последователь доктрины. Вы должны принять подход к духовности, который на этом сайте называется внутренним подходом. И вы должны уйти от внешнего, доктринального, или догматического подхода.
Другими словами, вы должны находиться в постоянном поиске более высокого понимания духовных вопросов, чем то, что у вас есть сейчас. Вы должны быть любопытны и быть готовы задавать сложные вопросы. Вы должны понимать, что ваше нынешнее понимание не является окончательным и непогрешимым, а является просто ступенькой на пути к еще более глубокому пониманию. Вы должны быть готовы рассмотривать и обсуждать любые темы о духовности, не чувствуя при этом, что некоторые темы запретны или слишком далеко выходят за рамки принятой доктрины или стандарта.
Только принимая такой открытый подход к духовности вы избежите причинения детям вреда и не разрушите их естественную духовность. Печально то, что миллионы искренне религиозных людей, будь то христиане или представители других религий, считают, что поступают правильно, давая своим детям религиозное воспитание. В действительности же эти родители и священики разрушают детскую естественную духовность. У этого есть два аспекта.
В Новом Завете вы увидите, что я упрекал своих учеников за то, что они пытались препятствовать детям приблизиться ко мне. Я также сказал, что, пока вы не станете как дети малые, вы не войдете в царство Небесное. На самом деле этим я имел в виду, что, пока вы не развиваете подход к Богу, которым обладают дети, вы не сможете достичь состояния сознания, которое позволит вам войти в царство Небесное.
Два самых важных аспекта детского подхода к Богу – это их естественное любопытство и невинность, или безусловность.
Вы увидите, что дети естественно интересуются Богом и духовной стороной жизни. Потому что когда ребенок мал, как правило, у него есть прямой внутренний опыт духовной стороны жизни. Многие дети буквально испытывают присутствие ангелов или вознесенных существ, которые находятся с ними в качестве помощников. Таким образом, они знают, что в жизни есть более, чем материальная вселенная, и у них это вызывает естественное любопытство.
К сожалению, большинство взрослых склонны игнорировать или открыто отрицать внутреннюю духовность детей. Многие делают это, потому что современная психология маркировала детскую духовность как признак незрелости или веры в воображаемых “волшебных помощников”. Другие делают это, потому что дети естественно склонны задавать вопросы, на которые не могут быстро ответить доктрины, которые эти взрослые принимают как непогрешимые или полные.
Просто дело в том, что, поскольку у детей есть непосредственный опыт реальности духовного мира, они не видят причин, почему эта реальность должна быть втиснута в рамки множества искусственных доктрин, будь то в области науки или религии. Поэтому они готовы задавать любой вопрос, который приходит им на ум, и это является отличительной чертой всех истинных духовных искателей. В конце концов, тип возникающих у вас вопросов будет определять тип ответов, которые вы можете получить. Разве Библия не говорит: «Просите, и дано будет вам?" Так что если вы боитесь задавать вопросы, которые выходят за рамки ваших нынешних убеждений, как вы сможете получить глубокие ответы?
Когда дело доходит до представления духовных концепций детям, очень важно делать это таким образом, который не будет подавлять или разрушать детское любопытство в вопросах о Боге и духовности. Поэтому очень важно не представлять духовные понятия в форме закрытых или непогрешимых доктрин. Позвольте детям задавать любые вопросы, которые возникают в их невинных умах. Поощряйте их задавать вопросы и обсуждайте эти вопросы с ними.
Другим аспектом духовности детей является их невинный, или безусловный, подход к духовным темам и к Богу. Поскольку дети испытывают духовный мир как реальный, и поскольку они рассматривают его как доброжелательную силу, которая хочет помочь им, у них нет страха перед Богом. Они не боятся приблизиться к Богу, и, действительно, почему они должны бояться?
Во времена Ветхого Завета израильтяне создали образ гневного и осуждающего Бога. Частью моей миссии было представить новый образ Бога, а именно, образ любящего отца. Именно такой образ Бога у большинства детей. К сожалению, многие современные христиане вернулись обратно к ветхозаветному образу гневного и осуждающего Бога, и они неизбежно передают этот образ своим детям. Поэтому, как только дети начинают получать религиозное обучение, их естественная невинность и безусловность быстро разрушаются.
Эти дети учатся видеть Бога как что-то опасное или то, что следует бояться. Они учатся думать, что могут приблизиться к Богу только конкретными способами, определеными их религиозной культурой. Они учатся думать, что будут достойными приблизиться к Богу, только если будут жить следуя условиям, определенным церковными доктринами и правилами.
Это абсолютно искусственное программирование, которому дети никогда не должны подвергаться. Почему по вашему я сказал, что если вы не станете как дети малые, то не сможете войти в царство? Из-за одного простого факта. Любовь – это сила притяжения, а страх – сила отталкивания. Если вы боитесь Бога, вы никогда не захотите приблизиться к Богу или быть рядом с Богом. Поэтому, как вы сможете войти в царство Божье? Все подчинено вашей воле, и Бог не заставит вас войти в Его царство. Вы должны сделать это по своей свободной воле, но как вы можете это сделать, если вы боитесь Бога?
Для детей естественно любить Бога, и эта любовь к Богу является самым важным активом, который может быть у любой души на духовном пути. Поэтому величайшим преступлением против детей является уничтожение их естественной любви к Богу и их естественного чувства, что они могут приблизиться к Богу без каких-либо внешних условий.
Когда я позволял маленьким детям приближаться ко мне, я не создавал никаких условий для этого. Именно мои ученики пытались создать условия для их приближения. Если я не делал этого, почему столько современных христиан чувствуют, что их дети должны жить в соответствии с определенными условиями прежде, чем они смогут приблизиться к Богу, Христу или духовным темам?
Пусть дети подходят ко мне со своим любопытством, невинностью и безусловным отношением. Пусть родители отойдут в сторону и проведут некий самоанализ, чтобы суметь понять, что они должны следовать моей заповеди и стать такими же любопытными и невинными, как дети. И тогда взрослые также могут подойти ко мне, и они будут приняты с той же безусловной любовью, с какой приняты дети.
В действительности все люди, приближающиеся к Богу, принимаются с безусловной любовью. Проблема в том, что большинство людей не чувствуют этой безусловной любви или не могут принять её. Большинство людей создали условия в своих умах, которые заставляют их чувствовать, что пока они не будут соответствовать определенным внешним правилам и нормам, они не достойны получать любовь Бога. Поскольку все зависит от свободной воли, Бог не может заставить вас принять Его любовь. Вы должны принять её, и вы можете сделать это только тогда, когда признаете, что вы достойны этого.
Большинство детей рождаются с этим чувством достоинства и безусловностью, и это действительно один из величайших активов. Пожалуйста, не разрушайте его в своем стремлении дать своим детям «хорошее христианское воспитание».
Мог бы ты прокомментировать роль "поиска" в сравнении с "получением" духовного знания, поскольку, как мне кажется, важное значение в том, чтобы найти истину самому, а не в обучении этим понятиям с самого рождения.
Я уверен, вы видите из моих предыдущих комментариев, что я полностью согласен с тем, что важно помогать вашим детям в поиске духовных знаний, а не навязывать им фиксированные или непогрешимые доктрины.
Одной из самых опасных иллюзий в мире религии является идея автоматического спасения. Это буквально путь, который кажется человеку прямым, но конец его - путь к смерти. Я прокомментировал эту проблему везде на этом сайте. Суть ее в том, что люди полагают, что, будучи членом определенной церкви и следуя всем ее правилам и доктринам, они будут автоматически спасены. Как я уже говорил в другом месте, это заблуждение.
Ключ к спасению - в достижении более высокого состояния сознания, а именно Христосознания. Единственный способ достичь этого состояния сознания - стать искателем истины. Вы не сможете достичь Христосознания, будучи последователем доктрины. Это просто невозможно, и никакое количество аргументов ортодоксального Христианства не изменит этого факта.
Так что лучшее, что вы можете сделать, это излечить раны, нанесенные вам ортодоксальной церковью. Станьте искателем истины, а затем передайте этот подход к религии своим детям.
Обратите внимание, что, когда вы – искатель истины, вы не принимаете никакую доктрину как абсолютную, окончательную, закрытую или непогрешимую. Сама идея быть искателем истины состоит в том, что, поскольку вы возвышаете свое сознание и понимание, Бог или Вознесенные Сонмы дадут вам более высокие духовные истины, чем те, что вы в состоянии постичь сегодня. Когда вы по-настоящему понимаете и принимаете такой подход к религии, вы понимаете, что не существует таких вещей, как закрытые или непогрешимые религиозные доктрины.
Важным моментом в воспитании детей является то, что, являясь искателем истины, вы можете позволить своим детям задавать вопросы, которые появляются из их естественного любопытства и безусловного подхода к Богу. Во многих религиозных семьях родители чувствуют угрозу, когда их дети задают вопросы, на которые родители или принятые ими доктрины не могу ответить. Будучи искателем истины, вы никогда не окажетесь в этом прискорбном состоянии ума. Если вы - искатель истины, вы не боитесь использовать магические слова: "Я не знаю".
Если ваш ребенок задает вам вопрос о духовности, на который вы не можете ответить, нет большего подарка, который вы можете сделать своему ребенку, чем использование этих волшебных слов. Это позволит сохранить его любопытство и безусловность. В противоположность этому, давая ребенку фиксированную доктрину или создавая у ребенка впечатление, что вопрос неправильный или недопустимый, это худшее, что вы можете сделать для своего ребенка.
Когда вы искатель истины, вы можете открыто обсуждать духовность и Бога со своими детьми, не принуждая их соглашаться с вами или с фиксированной внешней доктриной. Тогда вы сможете развить намного более близкие, более любящие и приятные отношения со своими детьми, что может послужить важным моментом контакта на протяжении всей жизни.
Когда вы кормите своих детей с ложечки фиксированной внешней доктриной, часто происходит то, что дети в подростковом возрасте начинают бунтовать против вашего подхода к религии и против вашей религии. Во многих семьях это создает абсолютно ненужный раскол между родителями и детьми. Если вы строите свои отношения с детьми относительно духовных тем на любви и открытости, это может стать мостом между вами, особенно когда дети достигают трудного подросткового возраста.
То, что происходит с подростками, является естественным процессом обнаружения и определения своей идентичности, они будут бунтовать против идентичности, которую они почувствуют навязанной им их родителями, учителями, священниками или обществом. Поэтому если вы развиваете отношения со своими детьми, в которых можете говорить о духовности, не навязывая им ничего, это может стать невероятным инструментом для поддержания хороших отношений с ними в подростковом возрасте. Это также может стать источником взаимного удовольствия, которое может длиться всю жизнь.
Кроме того, как мы можем вдохновить детей усвоить духовные учения, которые мы представляем им?
Прежде всего, на личном примере. Поэтому убедитесь, что вы усвоили духовные понятия, прежде чем знакомить с ними детей. Но также убедитесь, что вы открыты для обнаружения новых аспектов духовных понятий.
К сожалению, многие родители считают, что они - те, кто должен учить своих детей, и что им самим нечему учиться у них. Это особенно актуально для людей, которые выросли в ортодоксальной религиозной культуре и приняли внешний подход к религии. У них авторитарное отношение к детям, и они чувствуют, что их дети должны принимать их религиозные убеждения.
Если вы искатель истины, вы не должны позиционировать себя в качестве авторитета по духовным вопросам, по крайней мере, не в традиционном смысле. Вместо того, чтобы чувствовать, что вы должны навязать своим детям определенные убеждения, вы можете делать из себя ресурс для ответов.
Ваши дети естественно будут приходить к вам со своими вопросами о духовности, особенно когда они будут видеть, что вы готовы помочь им, ни к чему не принуждая. Кстати, когда вы примете эту позицию и построите такие отношения со своими детьми, вы увидите, что их невинные умы могут научить вас многому об истинной духовности. Особенно они могут помочь вам восстановить ваш собственный безусловный и невинный подход к Богу.
Еще один хороший способ помочь детям усвоить духовные понятия - никогда не давать им определенные или окончательные ответы. Вопреки отношению, которое многие взрослые имеют к детям, они вполне способны к самостоятельным рассуждениям и пониманию. Нельзя сказать, что детские умы менее способны, чем взрослые умы. Просто у детских умов другой язык с точки зрения образов, понятий и слов, чем у взрослых.
Поэтому лучший способ познакомить детей с духовными понятиями - всегда начинать с того, чтобы дети задавали вопросы. Вы могли бы объяснить ребенку определенную концепцию и затем спросить, какие вопросы у него есть о ней. Затем стремитесь помочь ребенку развивать его собственное понимание и рассуждение относительно вопросов. Другими словами, стремитесь помочь ребенку найти его собственные ответы вместо того, чтобы давать предопределенные ответы.
Еще важно понять, что, если вы – духовный искатель, вы прошли через долгий процесс, который позволил вам достичь ваших нынешних убеждений и понимания. Естественно, родителям хочется, чтобы их дети достигли такого же понимания за пять минут. Но это просто невозможно. Поэтому вашему ребенку не нужно достигать того же понимания, каким обладаете вы как взрослый. Совершенно приемлемо, что ребенок имеет несколько иное или более упрощенное понимание духовных концепций и по мере своего роста постепенно находит более продвинутое понимание.
Если вы искатель истины, то понимаете, что духовность – это процесс. Самое важное, что вы можете понять о детях, что детство – это процесс. Самое лучшее, что вы можете сделать для ваших детей, это укрепить их способность участвовать в процессе жизни и находить собственные ответы, а не просто жить в соответствии с предопределенными ответами, данными вами, вашей церковью или обществом, которые принято считать единственным способом продвижения.
Позвольте своим детям идти через процесс жизни. Поддерживайте и направляйте их, но не окружайте их предопределенными доктринами. Верьте в процесс жизни. Помогите своему ребенку заякорить себя на духовном пути поиска истины и затем доверьте Я Христа вашего ребенка привести его к правильным ответам в нужное время.
В связи с этим позвольте мне также сказать, что один из лучших способов помочь детям усвоить духовные понятия состоит в том, чтобы использовать их естественное стремление играть. Если вы сможете превратить духовные понятия в игровые действия, то у вас появится намного больше шансов помочь вашему ребенку усвоить такие понятия.
Учите детей при помощи историй, пародий или игр. Создайте игры, основанные на духовных понятиях. Существует неограниченный простор для творчества, и многие люди уже использовали свой творческий потенциал, чтобы создать такие программы для детей. Некторые из них полезны, даже несмотря на то, что даны в контексте конкретной религии или церкви. Однако существует неограниченная потребность в материалах, которые будут учить детей универсальному духовному пути, который превосходит все религии.
Наконец, считаешь ли ты, что регулярное посещение церкви является важной основой для духовного развития детей?
Это, конечно, зависит от того, о какой церкви мы говорим, и это зависит от отношения к духовности, принятой родителями и людьми, которых ваш ребенок будет встречать в церкви.
В целом, позвольте мне сказаь, что если вы регулярно посещаете церковь, я поощряю вас брать с собой детей. Тем не менее, важен индивидуальный подход к каждому ребенку. Поэтому я рекомендую, чтобы родители приводили своих маленьких детей, когда это практично. Это послужит хорошим примером для детей. Когда дети становятся старше, необходимо быть чувствительными к ним и не принуждать их ходить туда.
Если вы духовный искатель, то разумно предположить, что ваши дети готовы к духовному подходу к религии. Поэтому было бы потенциально вредным для таких детей водить их в традиционную, или ортодоксальную церковь. Особенно пагубно заставлять их ходить в церковь каждое воскресенье, потому что это легко создает мнение, что религия является тем, что вы делаете из чувства страха и долга, а не с чувством любопытства и радости.
Идеальным вариантом было бы найти церковь, которая основана на внутреннем подходе к религии. Если вы не можете найти такую церковь, вы могли бы поискать церковь, у которой есть детская программа, основанная на стимулировании любопытства ребенка и чувства радости. Если вы не можете найти внешнюю церковь, которая отвечает этим требованиям, то для вас будет лучшим проводить короткую службу дома со своими детьми или, возможно, собираться вместе с другими родителями-единомышленниками.
Я понимаю, что мои комментарии шокируют многих ортодоксальных христиан, но с другой стороны сколько ортодоксов будут изучать этот сайт. Простой факт в том, что принуждая своих детей ходить в церковь, вы не поможете их духовному росту. Многие дети неизбежно будут бунтовать против такого принуждения, когда достигнут подросткового возраста, и это зачастую заставляет их отвергать всю религию или религию их родителей. Это может легко установить шаблон, который дети не смогут сломать самостоятельно.
В противоположность этому, если вы поможете своим детям стать искателями истины, они естественно найдут церковь, когда станут взрослыми, где они будут расти. Это будет церковь, которую они примут самостоятельно, но если ваша церковь даст им возможность расти, вполне вероятно, что они примут вашу церковь.
Будьте чувствительны к своим детям, и если они начинают выражать нежелание ходить в церковь, не заставляйте их. Позвольте им остаться дома, когда они просят об этом, и, возможно, поощряйте их ходить через раз или реже. Опять же, если вы искатель истины, вы всегда будете пытаться поощрять своих детей к духовному поиску, а не принуждать к религии или церкви, как к смирительной рубашке для их умов.
К разделу Раннее христианство
К разделу Ответы на вопросы
ПОМОЧЬ САЙТУ
НОВОСТИ
В соответствии с расписанием Бдения для духовного исцеления по книге Выражая свою любовь к жизни, с 17 по 25 ноября (включительно) изучаем пятнадцатую главу и читаем призыв из шестнадцатой: Я призываю духовное возрождение.
Как участвовать в бдении смотрите по ссылке.
Опубликован перевод диктовки ПадмаСамбхавы с конференции в Казахстане 2023 г. "Бытие Рекой Жизни в действии":
Освободитесь от реакционной модели поведения с падшими существами
В соответствии с расписанием Бдения для духовного исцеления по книге Господство разума над материей, с 8 по 16 ноября (включительно) изучаем пятнадцатую главу и читаем призыв из шестнадцатой: Я призываю свою высшую идентичность.
Как участвовать в бдении смотрите по ссылке.