Глава 7. Использование любого учителя как средства для достижения прогресса
Ким Майклс, июль 2010г.
Итак, мы видели, что истинная цель духовного пути заключается в том, чтобы вы могли освободить Сознательное Вы от отождествления с отделенным я, чтобы вы могли иметь прямую, сознательную связь со своим Я ЕСМЬ Присутствием, что приведет вас к единству с ним. Поэтому настоящий или истинный учитель всегда старается шаг за шагом привести вас к этой цели. Иными словами, истинный учитель старается сделать себя ненужным, приводя вас к духовной самодостаточности.
Лестница в ад или на небеса
Чтобы проиллюстрировать этот процесс позвольте мне сравнить путь со спиральной лестницей. Эта своеобразная лестница начинается на уровне земли, и ее окружает прекрасный сад с беспрепятственным видом неба. Лестница начинается в одноэтажном круглом здании с дверным проемом, через который вы попадаете на нее. Важность этого заключается в том, что вы можете сделать несколько шагов вниз по лестнице и все еще видеть дверной проем, а через него небо. Другими словами, спуск по лестнице на первый взгляд кажется довольно безобидным, так как вы все еще можете ясно видеть дверь и небо за ней.
Однако помните, что это винтовая лестница, поэтому по мере того, как вы спускаетесь и проходите поворот, неизбежно настает момент, когда – если сделаете еще один шаг – вы больше не сможете видеть дверь. Небо, разумеется, представляет ваше Я ЕСМЬ Присутствие, поэтому, как только вы делаете этот последний шаг вниз, вы теряете непосредственное восприятие своего Присутствия. Это означает, что теперь вы больше не воспринимаете непосредственно, что являетесь его расширением, что вы – духовное существо.
Конечно, у вас все еще может быть память о Присутствии, и это иллюстрируется тем фактом, что по мере вашего спуска наступает момент, когда вы больше не можете видеть дверь, но можете видеть свет, струящийся через нее и отражающийся от стен лестничного пролета. Итак, хотя вы не имеете прямого восприятия Присутствия, свет напоминает, что оно все же есть. Таким образом, память еще настолько свежа, что вы ясно помните, что ведете происхождение не из этого мира, который видите вокруг себя. Но поскольку увидеть – значит, поверить, утрата непосредственного восприятия означает, что ваш ум открывается сомнениям, и с каждым шагом вниз «запретный» плод разделения становится всё более соблазнительным.
Важный момент здесь состоит в том, что по мере того, как вы утрачиваете непосредственное восприятие, Присутствие больше не может действовать через вас и быть вершителем в вашей жизни. Поэтому вам приходится начать создавать отделенное я, чтобы справляться с практическими ситуациями, с которыми вы сталкиваетесь в материальном мире. Помните, Иисус сказал, что «с Богом» - в смысле с Присутствием – всё возможно. Поэтому по мере утраты вашей непосредственной связи вам приходится начинать действовать силой «человека», а это значит, что некоторые вещи для вас буквально невозможны. Это – начало убеждения, что материальный мир реален, что он имеет над вами власть и что вам нужно отделенное я, чтобы взаимодействовать с этим миром.
При спуске еще ниже наступает момент, когда вы больше не можете непосредственно видеть свет, отражающийся от стен. Вы все еще его немного видите, но он рассеян, а это значит, что вы не можете определить, откуда он идет. Это – сумеречная зона, в которой ваша память о Присутствии начинает угасать до такой степени, что ваш ум становится очень восприимчивым к сомнениям. Действительно ли я духовное существо – в том смысле, что происхожу не из этого мира – или я отделенное существо, являющееся продуктом мира сего и поэтому подвержен его влиянию? Есть ли реальность за пределами моего восприятия или я один определяю, что реально, основываясь на воспринимаемом мною в материальном мире?
Наконец, наступает момент, когда вы спустились настолько далеко вниз по винтовой лестнице, что больше не видите никакого света, идущего сверху. Именно тогда вы забыли, что являетесь расширением Присутствия, и Сознательное Вы теперь полностью отождествилось с отделенным я. Как сказал Иисус, это – внешняя тьма с плачем и скрежетом зубов – ваших зубов. Итак, истинная цель духовного пути заключается в том, чтобы остановить ваш спуск по лестнице, заставить вас развернуться и затем вести обратно до тех пор, пока вы снова не обретете прямое восприятие своего Присутствия.
Видите ли вы здесь важный момент? Когда вы больше не обладаете непосредственным ВОСПРИЯТИЕМ своего Я ЕСМЬ Присутствия, оно больше не является для вас реальностью, но становится КОНЦЕПЦИЕЙ. Понимаете ли вы, почему это важно? В предыдущих главах я много говорил о восприятии и о гнозисе. Понимаете ли вы, что когда у вас нет гнозиса – прямого опыта единства – ВСЁ становится концепцией. А концепция – это то, относительно чего можно приводить аргументы за и против.
В этом мире существует огромное количество философских систем мышления, представляющих совершенно разные – и часто противоречащие – концепции о каждом аспекте жизни. Как вы определяете, какой концепции доверять? Что ж, с тех пор как вы находитесь в ловушке сознания разделения, вы склонны выбирать концепции, в которые ваше эго хочет, чтобы вы верили, чтобы оно могло удерживать вас под контролем. Почему? Потому что у Сознательного Вы больше нет ценностных критериев выше этих концепций, а именно критериев, основанных на непосредственном духовном переживании. Таким образом, вы будете очень уязвимы перед «князем мира сего» и любой концепцией, взывающей к вашему эго и, стало быть, подтверждающей его закрытые ментальные рамки.
Видите ли, когда ваше мировоззрение основано на восприятии, то все, что вы можете видеть, является концепциями, а это не то же самое, что реальность (т.е. лежащее в основе единство жизни), все они – ментальные образы отдельных объектов. Поэтому истинная цель пути состоит в том, чтобы вывести вас за рамки состояния сознания, в котором ваше мировоззрение и чувство идентичности основаны на концепциях, пока вы не восстановите состояние сознания, в котором имеете непосредственное восприятие единства со своим Я ЕСМЬ Присутствием.
Каким образом вы можете восстановить единство? Начав ставить под сомнение свое восприятие, посредством чего вы постепенно ставите под сомнение и превосходите всё больше и больше концепций, в конечном итоге превосходя ВСЕ концепции, все ментальные образы. Именно ваше Я ЕСМЬ Присутствие сказало: «Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим, и не делай себе никакого кумира»
Как вы можете обратиться?
Раз вы зашли так далеко вниз, что все воспринимаемое вами, кажется, подтверждает, что вы – отделенное существо, то как вы можете обратиться? Что ж, реальность заключается в том, что Сознательное Вы никогда не может быть полностью отождествлено с чем-либо в материальном мире, оно никогда не может чувствовать, что «это все, что есть» или что «этого достаточно». Оно всегда будет тосковать о чем-то большем.
Это что-то большее – окончательное единство с вашим Присутствием, но пока вы отождествляетесь с отделенным я, вы видите это, как желание иметь больше того, что этот мир может предложить вам, будь то власть, материальная собственность, секс, деньги или больше того, что у вас уже есть. И это желание чего-то большего на самом деле делает вас восприимчивыми к соблазнам сделать еще один шаг вниз по лестнице.
Вы желаете слушать искусителя, который говорит вам, что если вы только сделаете еще один или пару шагов вниз, то обязательно найдете то, что ищете. Как описано в ситуации, когда Иисус был искушаем дьяволом: если только вы отдадите дьяволу свою душу, то он – как он утверждает – даст вам все царства мира сего – и тогда вы предположительно почувствуете удовлетворение.
Итак, ключом является понимание того, что именно побуждение к большему делает нас восприимчивыми к спуску по лестнице, но оно также дает нам возможность вернуться назад. Нам просто нужно изменить направление, в котором, по нашему мнению, мы можем найти то, что ищем. Вместо поиска этого в горизонтальном направлении – в материальной вселенной – нам нужно начать искать в вертикальном направлении – за пределами материального мира. Что может послужить причиной изменения нашего направления? Ну, как я сказал, мы должны прийти к моменту, когда уже пресытились всем, что этот мир может нам предложить.
Обычно этот момент в конечном итоге настает из-за второго закона термодинамики, который гарантирует, что чем дальше мы спускаемся по лестнице, тем интенсивней становится борьба. Можно сказать, что по мере нашего спуска все становится более плотным, что ведет к большему трению. От трения происходит нагрев, а это то, из чего родился миф, что в центре земли находится огненный ад. Ад существует, но мы попадаем в него только тогда, когда внутреннее трение наших умов становится настолько раскаленным, что обжигает всё наше внимание и делает из наших умов живой ад.
Однако поворотный момент не один, их несколько. Например, некоторые люди так глубоко спускаются по спиральной лестнице, что всё становится настолько напряженным или неприятным, что они просто не выдерживают, и поэтому пытаются уйти от «действительности». Это может привести их к употреблению наркотиков, алкоголя или даже самоубийству. Однако после таких экспериментов в течение некоторого времени – иногда в течение нескольких жизней – они могут получить опыт, который иногда называют «опустился на самое дно». Это приводит их к осознанию, что если их жизнь должна измениться, то ОНИ должны что-то изменить.
Это действительно может побудить людей найти какую-либо форму религии, духовного учения или системы самопомощи. Однако во многих случаях люди используют это как другую форму эскапизма. Они стараются уйти от чего-то неприятного, и поэтому духовный путь для них в действительности является формой эскапизма. В большинстве духовных движений вы найдете людей, которые оставили мирскую жизнь, чтобы присоединиться к движению и жить в более защищенной среде, и большой процент из них сделали это именно для того, чтобы убежать от давления повседневной жизни.
Я не пытаюсь сказать, что в этом что-то фундаментально неправильно. Вы должны откуда-то начать, в смысле, что, где бы вы ни испытали обращение, вы находитесь на определенном уровне спиральной лестницы, и оттуда вы должны начать возвращение назад. Поэтому вам нужно использовать то, что вы можете видеть, и то, что мотивирует вас на этом уровне.
Однако я скажу, что использование духовного пути как средства убежать от определенных проблем приведет вас только к некоторому уровню. Вследствие второго закона термодинамики мы не можем убегать вечно. Рано или поздно нам придется встретиться с тем, от чего мы бежим, и когда мы сделаем это, то сможем подняться к более высокой мотивации. Иными словами, вы окончательно не избавитесь от того, что считаете неприятным, убегая от этого. Вы избавитесь от этого, только когда прекратите убегать, прямо посмотрите на это и затем осознаете, что это не то, кем вы являетесь, и что это внешнее условие не имеет власти над вашим Духом.
Когда мы больше не чувствуем потребности убегать от неприятных внешних условий, мы можем начать видеть духовный путь в позитивном свете, как процесс, ведущий нас к позитивной цели. Мы можем стремиться к физическому исцелению, психологическому исцелению, особым силам, более высокому состоянию сознания, внутреннему миру, признанию нас продвинутыми искателями, либо к чему-то еще. Но мы, по крайней мере, стремимся к чему-то положительному вместо попыток сбежать от чего-то негативного или уничтожить это.
Более высокая мотивация
Но даже это в действительности не самая высокая мотивация. По моему опыту, самый кардинальный поворотный момент настает, когда мы осознаем, что суть пути не в убегании от чего-то плохого или в стремлении к чему-то хорошему. Настоящая цель – полностью изменить наше состояние сознания, что означает, что мы превосходим основанное на силе сознание, в котором мы мотивированы избеганием наказания и получением награды. Вместо этого мы начинаем осознавать, что в действительности хотим единства с чем-то, что выше наших «я».
Мы можем не рассматривать это как единство с нашим Присутствием, однако теперь мы вернулись в точку, где начинаем вспоминать или даже воспринимать, что на вершине лестницы есть свет. И тогда мы начинаем осознавать, что высокое состояние сознания полностью отличается от состояния ума, основанного на этом мире. Мы также начинаем понимать, что для достижения этого высокого состояния сознания мы должны начать ставить под сомнение восприятие, которое у нас есть в нашем нынешнем состоянии сознания, и смотреть за его пределы. Поскольку пока мы думаем, что то, как мы видим жизнь через фильтр основанного на силе мышления, верно, мы никогда не сможем видеть за пределами ментальных рамок этого мышления.
Как я сказал, увидеть – значит, поверить, но и верить – значит, видеть. Иными словами, как только вы начинаете верить, что вы – отделенное существо, все, что вы «видите», будет казаться вам подтверждающим эту веру. Поэтому, чтобы разорвать этот замкнутый круг, вам нужно использовать свои способности к рассуждению, чтобы ставить под сомнение свое восприятие и убеждения. И когда вы пошатнете свою веру в то, что мир в действительности таков, каким выглядит, тогда у вас появятся мистические переживания, посредством которых вы будете непосредственно воспринимать, что за пределами материального мира и ментальных рамок отделенного я что-то есть.
Понимаете ли вы, как это работает? Когда вы начинаете спускаться вниз по лестнице, вы начинаете видеть отдельные формы материального мира, а это ведет вас к забыванию своего Присутствия и к убеждению, что вы – отделенное существо. Как только это убеждение твердо укореняется, оно начинает окрашивать ваше восприятие, так что вы видите только то, что усиливает разделение. Иными словами, видение усиливает веру и наоборот, пока вы не сформируете нисходящую спираль, которая становится самоусиливающейся, становится самоисполняющимся пророчеством.
Так, как вам вернуться? Вы должны начать с исследования своих убеждений, поскольку пока вы держитесь за них, вы будете не в состоянии «видеть» что-либо дальше своих ментальных рамок. Прежде всего, вы должны открыть свой разум, выкинув несколько стеклянных кусочков из калейдоскопа, чтобы через него мог проникнуть луч чистого света. Как только у вас появятся мистические переживания, ваше видение теперь будет усиливать веру в нечто большее, пока не сформируется позитивная спираль. Однако примите во внимание важное различие.
Нисходящая спираль становится самоусиливающейся, потому что все, что вы видите в материальном мире, усиливает веру в разделение. Но пока вы находитесь в воплощении, положительная спираль НЕ станет самоусиливающейся, и причина этого в том, что все, что вы воспринимаете внешним умом и физическими чувствами, все еще будет усиливать иллюзию разделения. Поэтому единственный способ продолжать восхождение по спиральной лестнице заключается в том, что вы продолжаете ставить под сомнение ваши убеждения, - даже те, с которыми, как вы считаете, не нужно этого делать, включая принятые вами с тех пор, как вы сознательно нашли духовный путь.
Как я сказал ранее, многие люди, находящие духовного гуру или учение, начинают верить, что теперь они нашли самое высокое учение, и поэтому перестают искать. Они больше не открыты исследованию своих убеждений, потому что думают, что, если только они продолжат делать то, что делают, то гарантированно достигнут конечной цели, какой бы она ни была. У меня ушло много лет, чтобы осознать это, но этот подход – очень опасная ложь, которая завела многих духовных людей в тупик, из которого очень трудно выбраться.
Я помню, как годами верил, что если буду истинно предан духовной стезе, изучая учения Вознесенных Владык, часами давая веления и ведя правильный образ жизни, то однажды достигну поворотной точки, когда по существу буду свободным, хотя еще невознесенным. Каким-то образом я бы получил на это право, и мне больше не нужно было бы так усердно работать или смотреть на свою психологию. С тех пор я давно отказался от этой мечты, увидев ее мечтой эго, и понял, что вознесение – никогда не заканчивающийся процесс самопревосхождения, требующий постоянного самонаблюдения. Когда вы решаете, что достигли некой высшей цели, все еще оставаясь в воплощении, в этот момент вы начинаете соскальзывать вниз по лестнице.
Помня это, мы теперь можем по-другому посмотреть на духовных учителей. Дело в том, что если вы становитесь жертвой только что описанного мною механизма (мечты достичь некоего высшего статуса), вы превратите даже истинного учителя в ложного. Но если вы ясно осознаете это, то можете использовать даже ложного учителя для достижения большого прогресса на пути. Давайте рассмотрим это более тщательно.
Почему так просто не заметить учителя
Вознесенные Владыки дали нам следующее утверждение: когда готов ученик, появляется учитель. Это – иллюстрация космического закона, который гарантирует, что если вы готовы к более высокому духовному учению, то действительно оно будет вам дано. Возникает вопрос: сможете ли вы распознать учителя, когда он явится вам, и сможете ли вы получить от него наибольшую пользу?
В Саммите это утверждение интерпретировалось в значении, что только люди, достигшие на пути продвинутого уровня, будут способны найти и признать учения Вознесенных Владык, так что смогут присоединиться к Саммиту. Таким образом, раз Саммит обладал самым продвинутым духовным учением на планете, его члены должны быть самыми продвинутыми учениками на ней. Очевидно, что это был очередной вариант игры превосходства, в которую играют так много людей по всему миру, когда эго возвышает свою систему мышления, нацию или футбольную команду до статуса превосходства. Поэтому можно сказать, что любой, кто принимал это убеждение, не был по-настоящему продвинутым учеником.
Но в Саммите Эль Мория также дал другое утверждение: «Если гуру будет муравьем, внимай ему». Более глубокое значение состоит в том, что гуру не всегда просто узнать, и поэтому многие ученики склонны не замечать его, и таким образом не в состоянии получить урок. Зная то, что я рассказал о восприятии, мы теперь можем понять почему. Вы имеете дело с двумя факторами:
- Я сравнил путь со спиральной лестницей, каждая ступенька на которой представляет определенный уровень сознания. На более высоких уровнях вы начинаете видеть, что ваше восприятие не то же самое, что реальность, и начинаете непосредственно воспринимать реальность, находящуюся за пределами ваших ментальных рамок. На более низких уровнях вы не можете видеть выше своего восприятия, не ставите его под сомнение, и поэтому верите, что оно отображает реальность.
- У вашего эго ненасытное желание признания и одобрения.
Когда вы объединяете эти два фактора, то видите, почему истинное учение можно превратить в ложное, которое останавливает ваш прогресс на пути. Например, я верю, что у Саммита истинное учение, в том смысле, что оно происходит от духовных существ, превзошедших сознание дуальности и отделенности. Поэтому действительно возможно использовать это учение, чтобы постепенно ставить под сомнение свое восприятие, пока вы в конечном итоге больше не будете нуждаться во внешнем учении, поскольку установите непосредственный контакт со своим Я ЕСМЬ Присутствием.
Я знаю и знал небольшую группу людей, использовавших учение этим способом, некоторые до сих пор остаются в организации, тогда как другие ушли. Однако я также знаю гораздо большую группу людей, использующих его для рассуждения, что раз они нашли самое продвинутое учение на планете, им больше не нужно ставить под сомнение свое восприятие. Им только нужно следовать определенным инструкциям, что гарантирует их вознесение. (На самом деле я считаю, что это была главная причина, по которой второй закон термодинамики счел необходимым развитие у Элизабет Клэр Профет ее болезни, а всей остальной организации оказаться ввергнутой в смуту).
Итак, я хочу сказать, что если вы отказываетесь ставить под сомнение свое восприятие, то вы действительно превратите истинное учение в ложное, в том смысле, что будете использовать истинное учение для создания ментального образа, в соответствии с которым вам больше не нужно ставить под сомнение свое восприятие. И именно поэтому вы не в состоянии видеть гуру, когда он приходит к вам в обличии муравья. Какое еще более глубокое значение этого загадочного утверждения Эль Мории?
В любой момент вы находитесь в определенном состоянии (или уровне) сознания. На этом уровне вы воспринимаете мир определенным образом (через определенный фильтр), и считаете, что, по крайней мере, некоторые уровни вашего восприятия верны. Однако на самом деле ваше восприятие не соответствует реальности и не дает вам продвинуться на более высокий уровень спиральной лестницы сознания. Истинный учитель знает это, и поэтому понимает, что его главная задача состоит в том, чтобы побудить вас подвергнуть сомнению ваше восприятие.
А теперь давайте вернемся к тому, что я сказал ранее, а именно, что ваше Я ЕСМЬ Присутствие никогда не будет подтверждать ваше чувство разделения. Подумайте, как истинный учитель может побудить вас подвергнуть сомнению ваше восприятие? Он не может сделать этого, подтверждая достоверность вашего нынешнего восприятия, которое включает вашу систему мышления. Поэтому единственный способ: НЕ подтверждать ваши нынешние убеждения. Однако возникает проблема: как вы воспримете учителя, который не подтверждает ваши убеждения и систему взглядов?
Объединив это с потребностью эго в одобрении, вы увидите, что когда истинный учитель является вам таким образом, который не соответствует вашей системе взглядов, тогда – в зависимости от того, насколько вы отождествлены с потребностью своего эго возводить эти взгляды в статус превосходства – вы будете склонны смотреть на этого учителя как на того, кто либо угрожает вам, либо ниже уровнем по сравнению с той системой мышления, которая у вас уже есть. Иными словами, когда истинный учитель подходит к вам, вы будете склонны видеть его муравьем, в смысле ниже себя, из чего следует, что вам нет нужды его слушать.
Таким образом, этим утверждением Эль Мория на самом деле сказал, что мудрый ученик – это тот, кто осознает необходимость ставить под сомнение свою систему взглядов и мировоззрение, кто постоянно ищет учителя, который может помочь ему в этом. А такой учитель всегда будет казаться муравьем вашему эго, и поэтому оно может придумать совершенное оправдание для игнорирования учителя, если Сознательное Вы не бдительно и не знает о необходимости ставить под сомнение свое восприятие.
К какому учителю вы готовы?
Итак, давайте сейчас еще раз посмотрим на утверждение: когда готов ученик, появляется учитель. Из учений вознесенных владык я научился одной вещи, а именно тому, что любое утверждение может быть интерпретировано и понято на многих разных уровнях сознания. То, что я описал выше, является только интерпретацией с определенного уровня сознания, а именно того, который большинству учеников в Саммите нужно было почувствовать в то время. Поэтому, если вы отступите и посмотрите с большей перспективы, то достигнете более глубокого понимания истинного значения этого утверждения.
В любое данное время вы находитесь в каком-то состоянии сознания, на каком-то уровне спиральной лестницы. А это значит, что вы всегда готовы к какому-то учителю. Иными словами в любой момент времени вы будете привлекать к себе учителя, являющегося отражением определенного состояния сознания. А это ведет к коренному различию.
Как я сказал, у духовного пути есть много уровней, и мы продвигаемся от более низких к более высоким уровням, приходя к определенным критическим осознаниям, которые затем помогают нам превзойти наш прежний уровень сознания. Таким образом, существует уровень пути, на котором нам нужно верить во внешнего учителя с таким статусом, что он/она может привести нас к тому, что мы видим целью пути. Это совершенно законная потребность, но различие в том, что это не приведет нас дальше определенной ступеньки на спиральной лестнице. Позвольте мне проиллюстрировать то, что я имею в виду.
Я кратко упоминал, что после того как оставил ТМ, у меня была пара лет, бывших низшей точкой в моей жизни. Частично это было из-за того, что я стал сомневаться в своей способности различать истину или реальность. Видите ли, хотя у меня всегда были некоторые сомнения в ТМ, участвовал я в ней искренне и считал, что если бы только нам удалось привлечь к медитации большинство людей, то это могло бы решить все мировые проблемы. Итак, я оставил ТМ из-за краха этой веры, в результате чего впал в сомнения и самообвинения.
Как я мог быть настолько наивным, чтобы поверить в это, почему я не распознал это? А под этими вопросами скрывалось сомнение в моей способности знать истину. Для меня это было очень болезненно (большей частью из-за мотивированной эго потребности видеть себя хорошим человеком, что я определил как человека, который не совершает определенных ошибок) и стало причиной появления психо-духовной раны, требующей исцеления.
Как эта рана была исцелена? Что ж, я нашел Саммит и поверил, что он обладает более высокой истиной, чем ТМ. Причина была в том, что учения шли от Вознесенных Владык, которые выше человеческого эго. С внешней точки зрения может показаться, что моя вера в Саммит была точно такой же, как и в ТМ, но это не так (хотя сходства были). Я вырос на моем опыте с ТМ и имел более высокое сознание, которое дало мне более высокий набор критериев для принятия духовного учения.
Саммит им соответствовал (пока я не разработал более высокие критерии) и поэтому, приняв его как организацию с действенным учением, приходящим с уровня, который выше характерных человеческих особенностей, я почувствовал, что нашел истинное внешнее учение. И следуя этому внешнему учению несколько лет, я смог исцелить свою предыдущую рану. Саммит также дал мне учения и инструменты, которые усилили мою интуицию и различение, так что я смог подняться до следующего уровня на пути. Что это за уровень? Это уровень, когда вы начинаете ставить под сомнение убеждение, что, следуя за внешним учением или гуру, вы можете достичь более высокого состояния сознания.
Это действительно один из самых важных поворотных моментов на стезе, поскольку – как я описал ранее – он отмечает момент, когда вы прекращаете смотреть вне себя и начинаете смотреть внутрь. И это становится для вас открытой дверью, чтобы начать настраиваться на свое Я ЕСМЬ Присутствие, пока вы не испытаете его непосредственно, или по крайней мере его свет.
В чем ключ, чтобы пойти дальше этого поворотного момента? Именно в осознании того, что ваш нынешний учитель или учение является отражением определенного уровня сознания. И чтобы превзойти этот уровень, вам необходимо смотреть на себя, а не на внешнего учителя или гуру, возможно обвиняя его. Другими словами, поворотный момент наступает, когда вы начинаете задавать себе простой вопрос: «Почему я привлек к себе этого учителя или учение?» Или вы можете спросить: «Что в моем сознании привлекло эту внешнюю ситуацию?»
Видите ли, вселенная – это зеркало, поэтому любая внешняя ситуация всегда является отражением состояния в вашем сознании. Задерживает вас на пути НЕ внешнее обстоятельство, а внутреннее состояние. Как только вы выйдите из него, вы совершите гигантский скачок вперед. Ваше эго знает это, и все, что ему нужно делать, это удерживать ваше внимание сфокусированным на внешнем обстоятельстве – включая осуждение других – так, чтобы вы никогда не смотрели на бревно в своем глазу.
Давайте подробней рассмотрим это.
Как избежать сомнений в своем внутреннем направлении
Как я сказал, я нашел духовный путь, когда мне было 18 лет. В то время я был молод и очень идеалистичен, чувствуя большую потребность спасать мир, и искал способ, с помощью которого мог бы произвести решающие перемены. Почему меня привлекла ТМ? Потому что она как раз взывала к моему юношескому, идеалистическому побуждению вызвать изменения в мире. Она обещала, что привлеки мы людей к двадцатиминутной медитации два раза в день, мы могли бы спасти мир. А в то время именно это мне было нужно: способ чувствовать, что я помогаю спасать мир, не глядя на свою психологию. Мне просто нужно было медитировать и привлекать к этому других.
Очевидно, что тогда я этого не понимал, и сомневаюсь, что кто-либо смог бы мне это объяснить. Как я объяснил в предыдущих главах, это был урок, который я не смог бы усвоить через теоретическое знание; мне нужен был непосредственный опыт – и именно его я получил.
А сейчас я хочу вернуться к тому, о чем говорил в первых нескольких главах, а именно к внутреннему направлению, и почему мы можем не замечать его или сомневаться в нем. Видите ли, когда я нашел ТМ, я почувствовал очень четкое внутреннее направление присоединиться к ней. До сих пор я считаю, что это направление пришло от моего Я ЕСМЬ Присутствия, и что оно было полностью обоснованно; по различным причинам это было совершенно правильным для моего духовного пути. Но тут есть один момент.
После того, как я оставил ТМ, я пришел к выводу, что это было ложное учение, и в то время мог чувствовать только, что раз я последовал за ним, значит, я совершил серьезную ошибку. Таким образом, я начал винить за это мое внутреннее руководство и за то, что оно не предупредило меня. И именно эта склонность винить свое внутренне руководство ввергло меня в дыру, выход из которой занял несколько лет. Так что я надеюсь, что могу помочь вам развить более продуктивный подход.
Для начала позвольте мне представить вам понятие о божественном плане. Я верю в то, что перед воплощением мы встречаемся с духовными наставниками и разрабатываем план того, как мы можем достигнуть максимального духовного прогресса в предстоящей жизни. Этот план состоит из нескольких элементов, но в данном контексте я хочу сосредоточиться на обучающем аспекте. Главная ваша цель – повышать свое сознание и, следовательно, пройти вверх столько ступенек по спиральной лестнице, сколько возможно в этой жизни (учитывая место вашего старта и ваше желание учиться). Но как я объяснил в предыдущих главах, есть определенные вещи, которым мы учимся только непосредственно на опыте. Другая ваша цель – помогать учиться другим, не буквально обучая их, но предоставляя им определенный опыт.
Итак, очень важным аспектом вашего божественного плана является получение вами определенного опыта и встреча с определенными людьми. Иными словами, есть определенный опыт, на самом деле дающий вам уникальную возможность учиться. Разумеется, как только мы воплощаемся, мы забываем наш божественный план, так что когда оказываемся в определенной ситуации – и когда испытываем неприятные ее аспекты – мы забываем эту чудесную, всеобъемлющую перспективу. Вместо того, чтобы смотреть на ситуацию как на замечательную возможность добиться прогресса, мы склонны испытывать ее как нечто неприятное, навязанное нам. И вместо того, чтобы стремится усвоить урок, мы склонны винить других людей, а это именно то, что мешает нам искать урок, который нам нужно выучить.
Так, что же может помочь нам избежать этой реакции? Мне помогли Альфа и Омега аспекты видения.
Что ваши реакции говорят о вашей душе?
Альфа аспект: попытаться воссоединиться со своим божественным планом и напомнить себе, что общая цель моей жизни – рост в сознании. Таким образом, каждая ситуация является возможностью чему-то научиться, но я не научусь ничему, обвиняя других людей, внешние условия или Бога. Я научусь, ТОЛЬКО глядя на мою реакцию на ситуацию и спрашивая себя, что эта реакция говорит о привязанностях или ранах в моей психологии.
Омега аспект: понять то, что я объяснил в предыдущих главах о разнице между обучением у духовного учителя и обучением в школе тяжелых ударов. Сегодня для меня совершенно ясно, что мне нужно было чему-то научиться на опыте пребывания в ТМ. Но я также отчетливо понимаю, что если бы Вознесенный Владыка материализовался передо мною и объяснил мне урок более подробно и ясно, я бы не смог его усвоить. Мне нужно было получить опыт в ТМ и затем проработать его в течение многих лет, чтобы полностью понять и усвоить его.
Понимаете, эго мыслит очень специфическим образом, который Иисус назвал черно-белым мышлением. Это означает, что оно мыслит в рамках верно/не верно, истинно/ложно, и поэтому все, что вы делаете либо совершенно, либо ошибочно. Но когда у вас есть возможность для обучения, действительно ли что-либо является ошибкой? После того, как я оставил ТМ, я почувствовал, что был одурачен, чувствовал, что это было ошибкой, но действительно ли это было так? Я многому научился из этого опыта, встретил свою первую жену и определенных людей, которых мне, очевидно, было предназначено встретить. Как это могло быть ошибкой, когда очевидно, что это было частью моего божественного плана?
Так в чем заключался больший урок, который мне было предназначено выучить из моего пребывания в ТМ? В том, что я могу учиться на наблюдении моей реакции на ТМ, особенно на том факте, что я почувствовал, что сделал ошибку, что мне нужно обвинить кого-то, в том числе свое внутреннее направление, чем я отрезал себя от него. Эта реакция является явным индикатором определенного состояния сознания, и главная причина, по которой мне нужно было быть в ТМ, была в том, что эта организация давала мне совершенную возможность увидеть это состояние сознания.
Что это за состояние сознания? То, в котором мне нужно полностью взять ответственность за себя и состояние своего ума. Я все еще позволял спокойствию своего ума – или в юности неспокойствию – зависеть от внешних факторов, включая других людей и мое эго. Я не принял, что есть разница между ситуацией – внешними обстоятельствами – и моей реакцией на нее – внутренними обстоятельствами. Несмотря на то, что я не контролирую внешние обстоятельства (и мне не предназначено это), мне действительно предназначено контролировать мои внутренние обстоятельства, и у меня было все необходимое для достижения этого контроля и мастерства.
В чем ключ к этому мастерству? В понимании того, что имел в виду Шекспир, когда сказал: «Нет ничего хорошего или плохого, но мышление делает это таковым». Я бы сказал – не то чтобы я пытаюсь поправить Барда – что нет ничего хорошего или плохого, но восприятие делает это таковым. Иными словами, ваша реакция на любую ситуацию определяется вашим восприятием жизни, и поэтому ключом к овладению состояния вашего ума является возвышение вашего восприятия. Вам нужно превзойти уровень, на котором вы воспринимаете мир через концепции и ментальные образы, и соединиться с чистым восприятием своего Я ЕСМЬ Присутствия. И Сознательное Вы может сделать это, освобождая себя от ментальных рамок отделенного я и восстанавливая свое единство с Присутствием.
Никогда не сомневайтесь в своем внутреннем руководстве
Итак, если вы желаете применить более конструктивный подход к жизни, то я дал бы вам совет никогда не сомневаться в полученном внутреннем направлении. Однако ключ к этому: осознать, почему ваше Я ЕСМЬ Присутствие и истинные духовные учителя дают вам его.
Видите ли, у них нет восприятия эго, что что-то должно быть либо верным, либо неверным. У них есть только восприятие того, что дает вам величайшую возможность для выполнения вашего божественного плана, включая изучение уроков, которые вам предназначено выучить. Поэтому для учителей ничто не бывает ошибкой. Они направляют вас пойти в определенную ситуацию, потому что она предоставляет возможность учиться. Вы можете не выучить урок в это время и покинуть ситуацию – такую как брак или бизнес – чувствуя себя разбитым и упрекая себя и других. Но пока вы помните ситуацию, у вас всегда будет возможность однажды получить эвристическое переживание и неожиданно выучить урок. Так, было ли это на самом деле ошибкой?
Позвольте мне дать вам направляющий жезл, которым я пользовался всю мою жизнь. Если я оглянусь на любую ситуацию с чувством сожаления, чувством совершенной ошибки или обвинением других, я знаю, что есть что-то еще не усвоенное из этой ситуации. И причина этого в том, что в моей реакции на ситуацию есть нечто, на что я не хотел смотреть. Есть нечто в моей психологии, чего я не видел.
А почему есть что-то, чего я не видел? Потому что я не слушал свое внутреннее направление, но вместо этого выбрал сосредоточиться на внешнем уме и прислушиваться к нему и его восприятию ситуации. Видите ли, следствие утверждения, что «когда готов ученик, появляется учитель» таково, что в любой данный момент мы предстаем перед учителем, который может помочь нам выучить урок, который нам было предназначено выучить из нынешних обстоятельств. Однако учитель всегда появляется в виде муравья, и внешнему уму он не кажется заслуживающим такого же внимания, как «ложный» учитель, который говорит нам, что не нужно смотреть на бревно в нашем глазу.
Возьмите, к примеру, мою ситуацию с ТМ. Как я сказал, я присоединился к ней, потому что последовал явному внутреннему направлению сделать это. И на самом деле я оставил ее также в соответствии с внутренним направлением. Моя первая жена прошла курс подготовки учителей, и мы оба хотели, чтобы я сделал то же самое. Первым шагом был четырехмесячный курс в Швейцарии, который я прошел в 1978-79.
В конце курса мы смотрели самое последнее видео с лидером ТМ, Махариши, обращающимся к ООН (он не был приглашен, но видео было снято в его штаб-квартире). До тех пор все видео, которые я видел с ним, были нескольких лет давности, и в них у него был какой-то духовный свет. Но при просмотре этой последней записи (я никогда не видел Махариши лично) я неожиданно получил кристально ясное внутренне направление, что у него не осталось света.
В этот момент я вышел из ТМ, поскольку знал, что это не тот тип духовного учителя, которого я хотел. Но мой внешний ум не мог принять это и действовать на основании этого внутреннего направления, отчасти вследствие определенной гордыни из-за нежелания признать, что я ошибался (включая признание перед моей очень критически настроенной семьей, что ТМ была не тем, за что я ее выдавал). Итак, мой внешний ум – поддерживаемый моей первой женой и множеством других людей в Дании, неудовлетворенных движением Трансцендентальной Медитации – должен был вызвать это оправдание, проецируя все эти проблемы на внешнюю организацию.
В результате я почувствовал оправданным уход без необходимости смотреть на себя, хотя в основе явно лежало сомнение и обвинение моего внутреннего направления. Это привело к тому, что я поклялся никогда больше не присоединяться к духовному движению, и если бы сдержал эту клятву, то никогда бы не продвинулся в духовном развитии дальше этого уровня. Вместо этого я смог постепенно воссоединиться с моим желанием расти, и затем присоединился к Саммиту. Там я столкнулся с тем же самым искушением винить внешнюю организацию, как я описал в моем опыте с садом. К счастью, в то время я смог принять решение переместить фокус с внешней ситуации и посмотреть на свою реакцию. Не сделай я этого, однажды я бы еще раз застрял на определенном уровне.
Есть ли ложные учителя?
Итак, основываясь на вышесказанном, позвольте мне вернуться к тому, о чем я говорил ранее, а именно к вопросу: есть ли в действительности какой-либо смысл в определении учений или гуру ложными.
Когда готов ученик, появляется учитель. Однако вы всегда готовы, то есть вы всегда находитесь в определенном состоянии сознания. И потому привлечете к себе учителя, который представляет собой отражение этого сознания.
Этим я не отрицаю существование в мире учителей, дающих учения, которые представляют собой хитрую смесь истинных и ложных идей, дающихся с конкретной целью ограничить или прервать ваш духовный прогресс. Я не отрицаю существование нематериальных сил, сформулировавших широкое разнообразие таких учений.
Также я не отрицаю, что в этом мире есть люди, изображающие из себя духовных учителей, но на самом деле пытающиеся получить от людей выгоду. Если только вы дадите им деньги, вы будете спасены. Если только у вас будет секс с гуру, вы достигнете более высокого состояния сознания – или любая другая из множества схем. И конечно, затем можно развить определенный критерий, чтобы сказать, что определенный учитель или гуру ложный, на основании его намерения.
Но когда доходит до дела, ВАШ рост будет зависеть только от одного, а именно от вашей готовности смотреть за рамки вашего нынешнего восприятия. Поэтому в любой конкретный момент вы находитесь на определенной ступеньке спиральной лестницы вашего личного пути. Эта ступенька соответствует определенному состоянию сознания, определенным ментальным рамкам, определенному восприятию жизни. Как вам прогрессировать дальше? ТОЛЬКО начав видеть ограничения вашего восприятия, только увидев, как ваши ментальные рамки ограничивают вас, и, решив, что вы желаете БОЛЕЕ.
Как вы превосходите ваши ментальные рамки? Только когда они становятся видимыми для вас, так что вы можете видеть их и поэтому сознательно решить оставить их позади, позволить им умереть на кресте, отказаться от призрака, чтобы вы могли возродиться.
Итак, суть здесь в том, что в любой конкретный момент вы нуждаетесь в таком учителе, который может показать вам ограничения вашего нынешнего состояния сознания. И в большинстве случаев это не может быть сделано учителем в одиночку, но только через прямой опыт. Что приносит такой опыт? Только то, что вы испытываете ситуацию, которая вызывает такую сильную реакцию, что вы наконец-то видите ее и начинаете задавать себе вопрос о психологических ограничениях, вызвавших эту реакцию.
Итак, если вы находитесь в определенном состоянии сознания, когда в вас есть что-то, чего вы еще не увидели, то нуждаетесь ли вы в учителе, который может объяснить вам это? Или вам нужен учитель, который сам еще не преодолел эту склонность и который готов доводить ее до крайнего проявления, вызывая у вас, таким образом, реакцию, которую вы не можете игнорировать – следовательно, давая вам возможность смотреть на эту реакцию? Как я объяснил, я нашел ТМ, потому что она резонировала с моим юношеским желанием спасать мир, не глядя на себя. Даже когда человек подвергается надругательствам со стороны гуру, суровый факт заключается в том, что в сознании этого человека есть что-то, что привлекло этого гуру. Возможно, это нежелание постоять за себя и установить надлежащие границы в отношении того, как другие могут поступать с вами.
Если вы находите учителя, который может отразить вам то, что вам нужно испытать, и если он помогает сделать видимым то, что вы не видели раньше, то разве этот учитель ложный? В конце концов, он дает вам возможность совершить истинный духовный прогресс, «заставляя» вас посмотреть на себя. И разве это ошибка учителя, если вы не используете такую возможность?
Так действительно ли есть смысл говорить о ложных учителях, или нам следует говорить о ложных учениках? Или нам следует отбросить концепции истинного и ложного и вместо этого принять подход, что ничто из того, что когда-либо случалось с вами, не было действительно плохим, поскольку дало вам возможность увидеть что-то в себе. И если вы действительно воспользуетесь этой возможностью – даже спустя много лет после события – вы можете превратить все из вашего прошлого в победу на вашем духовном пути.
Итак, действительно ли есть что-то, что может помешать ВАШЕМУ прогрессу на пути, кроме вашего нежелания видеть то, чего вы еще не видели? И как всегда есть «ложный» учитель, который будет отражать вам то, чего вы не замечали, так есть и «истинный» учитель, который даст вам ценностные критерии, что есть состояние сознания, превосходящее ваши нынешние ментальные рамки.
Ученик, достигающий максимального прогресса – это тот, кто учится получать максимально возможную пользу от встречи с любыми учителями. Разве есть время и внимание на то, чтобы вешать на них ярлыки «истинный» или «ложный», когда более важно узнать урок, который вы можете выучить у любого учителя, появившегося на вашем пути – в виде спасителя или муравья?
Разумеется, чтобы максимально использовать любого учителя, нужно быть способным принять ответственность за себя, и вы не сможете сделать это, пока не решите загадку безусловной любви. Поэтому мы рассмотрим это в следующей главе.
Глава 8. Какую часть БЕЗусловности вы не понимаете?
Назад к разделу "Прорывы на духовном пути".
ПОМОЧЬ САЙТУ
НОВОСТИ
Опубликован перевод диктовки Гаутамы Будды с конференции в Казахстане 2023 г. "Бытие Рекой Жизни в действии":
В соответствии с расписанием Бдения для духовного исцеления по книге Выражая свою любовь к жизни, с 26 ноября по 4 декабря (включительно) изучаем третью главу и читаем призыв из четвертой: Я призываю освобождение от страха.
Как участвовать в бдении смотрите по ссылке.
Присоединяйтесь к Бдению-500 Матери Марии в последнее воскресение этого месяца - 24 ноября 2024 г. Программа Бдения остается прежней и посвящена скорейшему прекращению войны в Украине. Если вам будет позволять время можете включить в бдение призывы из новой программы бдения - Фокус на демократии.