Глава 3. Различие между истинным и ложным путем
Ким Майклс, июнь 2010
Во второй главе я дал схематичное описание основной динамики, стоящей за духовным путем. Ситуация проста. Мы все являемся духовными существами, а также продолжениями наших духовных я. Основополагающая реальность заключается в том, что вся жизнь едина и это значит, что нет фактического разделения, нет барьеров между материальным и духовным царством, между вами и вашим Я ЕСМЬ Присутствием или между вами и вашим Я.
Концепция разделения – это иллюзия, не имеющая фактической или постоянной реальности. Она существует не как какая-то объективная истина «где-то там», а ТОЛЬКО как субъективное восприятие «здесь». Я помню, что, начиная с детства, осознавал различие между восприятием и реальностью. Я был глубоко поражен, когда узнал, что 500 лет назад все люди в Европе всерьез верили, что Земля плоская. Мне было интересно, как это могло быть возможным, и для меня это был главный прорыв: понять, что Земля в то время была, разумеется, такой же круглой, как и сейчас, что значит, что неважно насколько реальным нам что-то кажется, наше восприятие НЕ МЕНЯЕТ РЕАЛЬНОСТЬ. Это привело меня в состояние ума, подвергающее сомнению мое собственное восприятие, что было краеугольным камнем моего духовного пути.
Итак, реальность такова, что мы все еще продолжения своих духовных я, мы просто забыли это. Причина этого в том, что сознательная часть наших существ выбрала создать/войти в чувство идентичности, основанное на иллюзии разделения. Пока мы смотрим на мир из этой идентичности, мир действительно выглядит разделенным на отдельные сферы. Другими словами, разделение не реально, но оно кажется реальным, когда смотришь на него изнутри отделенного я. Еще раз повторяю, это – фундаментальное различие между восприятием и реальностью.
Почему мы можем идти вверх и вниз
Итак, сейчас возникает вопрос: как сознательная часть наших существ – то, что я называю Сознательным Вы – может когда-либо освободиться из ментальной тюрьмы отделенной идентичности? С тех пор как мы в нее вошли, мы забыли свое духовное я, и все, что мы воспринимаем изнутри ментальных рамок, только подтверждает, что мы отделенные существа. Вот это и дает нам возможность спускаться по спиральной лестнице отделенной идентичности, пока мы не достигнем самого дна крайнего эгоизма, какой можно наблюдать у психопатов, не имеющих никакой чувствительности к другим формам жизни.
Итак, с тех пор как мы спустились по этой лестнице отделения, как мы когда-либо можем вернуться, как мы можем избежать превращения в самоисполняющееся пророчество? Что ж, спасительная милость заключается в том, что именно возможность, которая позволяет нам спуститься по лестнице, также позволяет подняться обратно по ней. Видите ли, ничто из того, что мы испытываем в этом мире, не изменяет наши сознательные я. У сознательного я нет четко определенной идентичности, оно – чистое сознание. Как таковое, оно может войти в отделенную идентичность, но, поступая так, оно, никоим образом, не меняется. Оно просто видит все через фильтр этой идентичности, что очень похоже на то, как ваши глаза видят все через цветные очки, не изменяясь ими. Как только вы снимете очки, ваши глаза вновь будут видеть мир таким, какой он есть.
Именно потому, что сознательное я не меняется, оно никогда не может потерять свою основную способность, а именно проецировать себя туда, куда выберет. Иными словами, Сознательное Вы может спроецировать себя как вниз в отделенную идентичность, так и вверх в Я ЕСМЬ Присутствие. Теоретически вы можете – прямо сейчас – спроецировать себя в свое Я ЕСМЬ Присутствие и увидеть мир его глазами вместо виденья из своего нынешнего чувства идентичности.
Единственная проблема здесь в том, что для того, чтобы спроецировать себя в Я ЕСМЬ Присутствие, вы должны сознательно признать, что вы более своей мирской идентичности – или даже что вы НЕ мирская идентичность. Это значит, что если ваше сознательное я полностью отождествляет себя с мирской идентичностью, оно не сможет отказаться от нее. Оно будет буквально привязано к этой идентичности, которая не дает вам проецировать себя за ее пределы. Почему это так?
Понимание концепции воплощения
Что ж, чтобы это понять, давайте вернемся к тому, что я говорил о цели, которую преследовало ваше Я ЕСМЬ Присутствие, расширяя себя в материальный мир. Присутствие хочет познать этот мир на опыте и сиять в нем своим светом, что может осуществить ТОЛЬКО изнутри.
Понимаете ли вы на самом деле, насколько глубока эта концепция? Большинство из нас выросло на Западе, что значит, что мы были подвержены влиянию христианства. Одна из основных концепций христианства заключается в «воплощении». Иными словами, Бог сошел в этот мир и принял человеческую форму, чтобы его «спасти». Ложь христианства состоит в том, что это произошло только в Иисусе, а все остальные – грешники. В действительности, мы все – воплощения, в том смысле, что все мы – продолжения духовных существ.
Почему «Бог» или Я ЕСМЬ Присутствие должно воплощаться? Потому что в соответствии с законом Бога материальная вселенная может быть возвышена ТОЛЬКО самоосознающими существами, живущими в ней. Причина в том, что вселенная действительно была создана как школьный класс для содействия нашему росту в самоосознании. И мы учимся на опыте, как наши усилия могут помочь возвысить всю вселенную. Бог не спасет мир как внешнее существо на небе. Если миру суждено быть «спасенным», то это должно произойти через воплощение, когда критическая масса людей принимает себя продолжениями Бога и становятся открытой дверью для света и истины.
Это ведет к другому глубокому озарению, которое было важным поворотным моментом на моей стезе. Я привык думать, что Бог хотел, чтобы этот мир был возвышен в некое состояние совершенства, поскольку для меня казалось очевидным, что Богу не могли нравиться нынешние несовершенства на этой планете. Я не мог понять, почему Бог позволил этим несовершенствам существовать. Я имею в виду, почему Бог допускает зло в мире?
Эти вопросы получили ответ, когда я понял, что Бог на самом деле заботится не о возвышении мира, а о возвышении НАС. Другими словами, материальный мир на самом деле похож на театральный пьесу – это просто структура, дающая нам возможность разыграть любое, необходимое нам действие, пока мы не будем готовы вернуться к единству с Богом. Как сказал Шекспир: «Весь мир - театр», то есть мир – это сцена, чтобы мы играли наши «роли» своих отделенных идентичностей до той поры, когда пресытимся ими и захотим чего-то большего.
У меня ушло почти 25 лет на изучение различных духовных учений, пока не начала вырисовываться «общая картина». И сейчас я ее опишу.
Понимание того, что нужно для изменения
Более 20-и лет я усердно следовал духовному пути, но я был полностью убежден, что это внешний путь, в смысле, что это был вопрос совершения внешних действий, таких как уравновешивание кармы, и затем, однажды я заслужил бы право и вошел в духовное царство. И для уравновешивания своей кармы мне просто нужно было делать внешние вещи, например, очень долго медитировать и призывать много духовного света, часами читая веления. В конце концов, я начал предполагать, что это полное заблуждение, и что путь воистину является ВНУТРЕННИМ.
Что именно это значит? Что ж, когда вы думаете об этом, то понимаете, что основная динамика пути относительно проста: прямо сейчас мы пребываем в несовершенном состоянии, которое удерживает нас вне небес/духовного царства/Нирваны или как бы вы это ни назвали. Чтобы войти в это эдемское царство, вам нужно что-то изменить, чтобы у вас было право войти.
Теперь возникает вопрос, через какие перемены вам нужно пройти – вернее, ГДЕ они должны происходить? Как я сказал ранее, когда мы впервые приходим к осознанию духовного пути, неизбежно, что наш взгляд на него окрашен нашим состоянием сознания, то есть нашей идентичностью как отделенных существ. Таким образом, мы неизбежно думаем, что перемены должны происходить вне нас. Нам просто нужно выполнить некое внешнее требование, очень похожее на школьный экзамен. Если вы выучите наизусть таблицу умножения, сбалансируете всю свою карму, то автоматически получите право на выпуск из школы.
Например, в Саммит Лайтхаузе конечная цель заключалась в вознесении, что давало вам право навсегда войти в духовное царство (вам уже никогда не нужно возвращаться и принимать воплощение на Земле). У Саммита был список требований, которые вам нужно было выполнить для вознесения. И было распространено мнение (я не говорю, что учения говорили это, но что только так это видело большинство людей), что как только вы выполните эти внешние требования, вы автоматически вознесетесь.
Однажды я был на курсе, называемом Вершинный Университет, и когда мы проходили тему вознесения, у меня было внутренне озарение, что в этом есть более. Я осознал, что даже если вы выполните все эти требования, то все равно придется пройти одно последнее испытание. Вы будете стоять перед вратами, и если вы пройдете через них, то оставите Землю и все, что на ней позади – ПОЛНОСТЬЮ и НАВСЕГДА. Но что нужно, чтобы пройти через врата? Вы должны принять решение, и чтобы принять решение оставить Землю, у вас не должно быть НИКАКОЙ привязанности к чему-либо на ней.
Итак, что такое привязанность? Что ж, простое объяснение заключается в том, что это – убеждение или эмоциональная связь, мешающая вам отказаться от чего-то. Это также может быть чувство, что вы не цельный в самом себе и что вам нужно что-то вне себя, чтобы быть цельным. Помните, что я только что сказал: чтобы вознестись, вы должны оставить ВСЕ в материальном мире. Все, что вы не можете оставить, все, что вы считаете необходимым для своей цельности, все, что вы чувствуете, что вы не выполнили или не завершили, будет удерживать вас привязанными к этому миру.
Итак, что же это, что должно действительно измениться, и где это должно произойти? Измениться должно ваше состояние сознания, ваша точка зрения. И это может произойти только в одном месте, а именно ВНУТРИ вашего ума.
Что такое вознесенное состояние? Это какое-то физическое место, куда войдут наши физические тела, когда воскреснут, как, например, думают некоторые христиане? Если так, то почему тогда Иисус говорил, что царство Божье (символ вознесенного состояния) не придет приметным образом, потому что оно внутри нас? Внутреннее значение такое: не важно, какие внешние ритуалы или техники вы выполняете, они не доставят вас автоматически на небеса. Утверждение, что царство находится внутри нас – закодированное послание. Что находится внутри нас? Очевидно, что наше состояние сознания, а это означает, что мы на самом деле не входим в царство. Мы «входим», пробуждаясь к осознанию, что мы уже там.
Вознесенное состояние – это умонастроение, в котором вы пробудились от иллюзии отделения, так что теперь признаете и принимаете лежащее в основе единство жизни. Другими словами, вы на самом деле не входите в вознесенное состояние в том смысле, что перешли из одного места в другое. Вы входите в том смысле, что переходите из одного состояния сознания в другое.
Итак, что действительно нужно, так это изменение в ВИДЕНИИ. В невознесенном состоянии, мы видим через фильтр разделения. В вознесенном состоянии у нас его больше нет, и поэтому мы видим реальность, что вся жизнь едина. В невознесенном состоянии мы думаем, что небеса или духовное царство где-то далеко от того места, где мы находимся в данный момент. В вознесенном состоянии мы видим, что «небеса» везде, поскольку материальная вселенная – просто временное продолжение небес, вибрирующее на более низких частотах.
Иными словами, мы не «входим» в вознесенное состояние. Мы пробуждаемся от иллюзии, что мы НЕ в нем. Когда вы станете просветленными? Когда вы больше не будете думать, что существует разрыв между вашим нынешним состоянием сознания и просветленным состоянием сознания. Подумайте о популярном выражении, что путешествие в тысячу миль начинается с одного шага. Как оно заканчивается? Продолжая делать шаг за шагом, пока больше некуда идти и вы осознаете и признаете, что «Я прибыл, я здесь».
Понимание единственного способа, как могут происходить изменения
Итак, к чему это нас ведет? Что ж, в предыдущей главе я говорил о том, что ваше Я ЕСМЬ Присутствие посылает радиосигналы в ваш сознательный ум. Я сказал, что существуют определенные условия, которые могут блокировать их и приводить к тому, что вы настраиваетесь на неверную станцию. Но реальность заключается в том, что подавляющее большинство людей, открытых духовному пути, действительно получают, по крайней мере, некоторые сигналы, доходящие до их сознательного ума. Если вы не получали таких сигналов, то как эта абстрактная концепция пути к более высокому состоянию сознания может иметь какой-либо смысл для вас?
Итак, почему столь многие люди все еще чувствуют, что не получают никакого внутреннего руководства или что получают его недостаточно? Что ж, ответ заключается в том, что ваше Я ЕСМЬ Присутствие имеет одну ясную цель, а именно пробудить вас от иллюзии, что вы отделенное существо, пока вы полностью не примете свое единство со всей жизнью. И здесь есть мысль, которая может вывести вас на совершенно новый уровень вашего пути, если вы сможете усвоить ее: ваше Я ЕСМЬ Присутствие НИКОГДА не сделает ничего, что подвергнет риску его цель; оно никогда не сделает ничего, что подтвердит иллюзию, что вы отделенное существо.
То, о чем я здесь говорю, является ключевым моментом, который не понимают многие люди. Я встречал людей, бывших на пути дольше меня, но они не поняли или не признали этого. Просто дело в том, что ваше Я ЕСМЬ Присутствие реально, а все, что вы воспринимаете в материальном мире нереально. Ваше Я ЕСМЬ Присутствие имеет целью ваше пробуждение к реальности, и оно может добиться этого только одним способом: НИКОГДА НЕ ПРИСПОСАБЛИВАЯСЬ К НЕРЕАЛЬНОСТИ, ВОСПРИНИМАЕМОЙ ВАМИ!
Другими словами, цель пути заключается в том, чтобы вы вышли из своих нынешних ментальных рамок. Ваше Я ЕСМЬ Присутствие НЕ войдет и не подтвердит их. Оно навсегда останется вне ваших рамок, потому что это ЕДИНСТВЕННЫЙ способ, которым оно может помочь вам.
Понимаете ли вы то, что из этого следует? Ваше Я ЕСМЬ Присутствие не представит себя как то, что вы восприняли бы как внешнее существо, говорящее с вами громовым голосом с небес. Если это то, что вы ищете, то вы никогда не услышите радиосигналов от своего Я ЕСМЬ Присутствия. Ваше Присутствие поможет вам одним простым способом, а именно служа ориентиром, который демонстрирует вам, что существует реальность ВНЕ ваших ментальных рамок. Если вы используете это, то сможете постепенно разглядеть все иллюзии, из которых состоят ментальные рамки. И как только вы увидите, что определенное состояние, – которое привыкли считать реальным – на самом деле нереально, тогда оно больше не будет иметь власти над вашим умом.
Согласен, это может казаться абстрактным, поэтому позвольте мне подойти с другой стороны. Допустим, у вас есть радиоприемник, и вы действительно получаете сигнал. Итак, вы слышите сигнал, но на языке, который не понимаете. Я имею в виду то, что ваше Я ЕСМЬ Присутствие дает вам руководство на «языке» единства, но ваш внешний ум может понять только «язык» разделения. Поэтому «Восток есть Восток, Запад есть Запад, и эти двое никогда не сойдутся».
Это – уловка-22, Гордиев узел, неразрешимая проблема. Только в этом случае решение есть. Однако есть ТОЛЬКО одно решение. Ваше Я ЕСМЬ Присутствие НИКОГДА не опустится на уровень разделения. Таким образом, ЕДИНСТВЕННЫЙ возможный выход состоит в том, чтобы ВЫ – в смысле Сознательный Вы – начали осознавать и сознательно использовать свою способность проецировать себя вне своих нынешних ментальных рамок.
Другими словами, ваше сознательное я должно пробудиться к реальности, что оно НЕ внешний ум и идентичность, оно больше этого. И тогда оно может начать проецировать себя за пределы ментальных рамок внешнего ума. Видите ли, Сознательное Вы действительно может понимать язык единства, но оно может делать это, только когда «слышит» этот язык не через фильтр разделения. Поэтому ЕДИНСТВЕННЫЙ выход состоит в том, чтобы ваше сознательное я «вышло» из ментальных рамок отделенного я.
Другого способа просто нет. ВЫ – тот, кто должен измениться, потому что ВЫ – тот, кто вошел в комнату кривых зеркал. Реальность НЕ будет адаптироваться к нереальности, поэтому вы должны адаптироваться, «глядя» за пределы нереальности. А это начинается и заканчивается тем, что вы подвергаете сомнению свое восприятие.
Почему некоторые люди действительно оказываются в тупике
Итак, где мы сейчас? Что ж, я понимаю, что все, что я до сих пор сказал, покажется очень теоретическим или абстрактным некоторым, возможно, даже многим людям. Поэтому позвольте мне попытаться объяснить, почему это так, и что вы можете сделать, чтобы это стало для вас реальным.
Мы видели, что весь духовный путь имеет только одну цель: помочь вам изменить то, как вы смотрите на себя, Бога и мир – иными словами, изменить то, как вы смотрите на ВСЕ. Мы видели, что это изменение необходимо, поскольку вы спроецировали свое самоосознание в идентичность – как роль в театральном представлении – основанную на разделении. И это изменение возможно, потому что у вас есть способность проецировать себя за рамки этой идентичности, так что вы можете видеть перспективу глазами своего Я ЕСМЬ Присутствия.
Но кто этот «вы», который обладает этой способностью? Я назвал это Сознательным Вы, но это действительно только название, и могут использоваться многие другие названия. Фактически, если вы посмотрите на мир религии, то увидите, что у каждой религии есть две отдельные ветви, а именно официальная религия и ее мистический аспект. Официальная религия по большому счету говорит, что для спасения вам нужна внешняя религия, тогда как мистическая ветвь говорит, что внутри вас уже есть все, что вам необходимо, вам просто нужно узнать, как активизировать присущие вам способности.
Другое отличие в том, что официальная религия фокусируется на следовании внешнему пути и соответствии определенным требованиям, тогда как мистический аспект фокусируется на изменении вашего состояния сознания. И сама суть этого изменения – помочь вам непосредственно на опыте познать, что существует нечто за пределами материального мира, нечто вне ваших ментальных рамок. Это часто называют мистическим или духовным переживанием.
Такой опыт познания может принимать множество форм. Вы можете покинуть физическое тело и отправиться в путешествие в другое царство или просто видеть свое тело со стороны. Вы можете ощущать свет, чувство парения в огромном пространстве или лететь через него. Вы можете испытывать чувство безусловной любви, чувство абсолютного мира или чувство единства с Богом или со всей жизнью. Но за всеми такими опытами духовного познания есть возможность другого опыта, а именно чистого осознания. Это когда вы испытываете чистое сознание без какого-либо объекта, без какой-либо мысли или ощущения. Вы сознательны и осознанны, но вы не сознаете ничего.
Эта концепция может быть очень чуждой – даже пугающей – для многих жителей Запада, тогда как для людей, выросших в восточной религии, она очень знакома. Но подумайте об этом следующим образом. Прямо сейчас вы читаете слова на мониторе компьютера. Они появляются в виде черных букв на белом фоне, но ваши глаза сфокусированы на буквах и вы, возможно, даже не думали о белом фоне. Но если бы его не было, как могли бы быть видны буквы? Как бы вы могли смотреть фильм без экрана?
Итак, реальность такова, что у вас не может быть самоосознания – как и какого-либо определенного опыта или мыслей – если у вашего ума также нет фона, экрана на который проецируются ваша ментальная деятельность. Вы можете сказать, что для нас естественно фокусироваться на своих мыслях и чувствах, но они являются только содержимым нашего ума. Однако для того, чтобы им быть содержимым, должен быть какой-то сосуд, а именно чистое осознание.
Вот что я имею в виду, когда говорю о Сознательном Вы. Это сознательное я воистину является чистым осознанием, что значит, что оно вне любого содержимого вашего ума. Это включает ваше нынешнее чувство идентичности, и поэтому у вас есть способность выйти за его рамки. А основа для этого заключается в осознании, что вы более чем ваши мысли и чувства, и тогда вы испытываете чистое осознание.
Когда вы испытываете это чистое сознание, то вы – это Сознательное Вы, познающее на опыте само себя. Если бы вы изучили все мистические традиции мира, то увидели бы, что они все говорят о непосредственном опыте, и большинство из них также говорит о чистом сознании, осознании без объекта. Поэтому отрицание существования сознательного я – это на самом деле значит идти против всех мистических традиций мира.
Итак, почему некоторые люди могут чувствовать, что идея Сознательного Вы просто теоретическая или даже ложная? Все это происходит по одной причине. Как я сказал ранее, «увидеть, значит поверить». Если вы открыты духовному пути, то некоторые сигналы от вашего Я ЕСМЬ Присутствия достигают вашего сознательного ума. Вопрос в том, насколько чисты эти сигналы и насколько вы их осознаете?
Иными словами, настоящий поворотный момент на духовном пути наступает тогда, когда у вас начинаются какие-то мистические переживания. Когда вы получаете такой опыт, вы не просто знаете теоретически, что есть нечто за пределами ваших ментальных рамок. Вы ИСПЫТЫВАЕТЕ, что есть нечто большее, и этот непосредственный опыт означает, что вы теперь превзошли уровень, когда можно приводить аргументы за или против, верить или не верить.
Мы можем также сказать, что большинство официальных религий требует, чтобы вы во что-то верили на основании того, что они так говорят, тогда как мистические традиции стараются вывести вас за рамки веры к прямому опыту познания. Итак, по-моему, можно разделить духовных искателей на две категории: на тех, у кого были мистические переживания (и кто сознательно знает об этом) и тех, у кого либо их не было, либо они сознательно не понимают, что они испытали. Иными словами, есть те, для кого путь – это в большей степени теоретическая концепция, и те, для кого он, по крайней мере, начинает основываться на непосредственном опыте.
И затем вы можете разделить имеющих мистические опыты, на тех, кто не испытывал чистого осознания, и тех, кто действительно испытывал. Если человек не испытал чистое осознание, то концепция Сознательного Вы будет казаться для него теоретической, за которую можно приводить аргументы за или против. И действительно, пока вы не испытаете непосредственное переживание, это будет чисто теоретической концепцией.
Лично у меня были проблески чистого осознания с трехлетнего возраста – первый опыт, который я могу вспомнить был именно таким – поэтому реальность сознательного я, находящегося вне любой мирской идентичности, для меня явно очевидна. По этой причине я могу не быть лучшим учителем для людей, у которых никогда не было таких опытов, поскольку я не могу вспомнить каково это: смотреть на мир без прямого опыта, что в мире и во мне есть более того, что видится взору. Все же позвольте мне попытаться объяснить, почему у некоторых людей не было мистических переживаний, и что они могут с этим сделать.
Почему у некоторых духовных искателей нет мистических переживаний
Итак, позвольте мне обрисовать ситуацию немного по-другому. Прямо сейчас вы на опыте познаёте жизнь изнутри ментальных рамок определенного чувства идентичности, идентичности как отделенного существа (если бы это было не так, то вы бы не были в воплощении на Земле и поэтому не читали бы это). Вы склонны думать, что все, что вы видите изнутри этих ментальных рамок, реально, потому что таков ваш опыт, и «увидеть, значит поверить».
В действительности, все, что вы видите, окрашено фильтром, сформированным ментальными рамками. Это очень похоже на наблюдение через калейдоскоп (трубка, наполненная кусочками стекла, которые образуют замысловатые узоры, когда она вращается). Свет идет с другого конца калейдоскопа, но он окрашен стеклянными кусочками.
Итак, перед тем как мы осознаем наличие духовного пути, это похоже на то, как мы смотрим в калейдоскоп, в котором только серые или черные стекляшки. Когда мы пробуждаемся к существованию духовного пути, это похоже на смотрение через калейдоскоп с кусочками цветного стекла, и это намного более захватывающе, чем наше не-духовное мировоззрение. Но что же в действительности нам показывает калейдоскоп? Что ж, с поверхностной точки зрения мы видим замысловатые цветные узоры. Но почему мы вообще можем что-то видеть? Потому что с противоположного конца поступает свет.
Итак, сейчас возникает вопрос, как долго мы будем фокусировать все внимание на узорах, отображаемых внутри калейдоскопа, вместо того, чтобы подумать: «Хм, откуда идет свет, приводящий все это в движение, который вне этой проклятущей трубы!»
Что такое мистический опыт? Это когда луч света достигает наших сознательных умов БЕЗ окрашивания какими-либо стеклянными осколками внутри калейдоскопа! Мы ощущаем свет в его чистой форме, и поэтому знаем, что сам он за пределами ума. Итак, как мы можем испытать такое переживание? Что ж, все это зависит от того, насколько много стеклянных осколков находится внутри нашего личного калейдоскопа, который является просто символом четырех уровней нашего ума, описанных мною во второй главе. Чем их больше, тем менее вероятно, что луч света в чистой форме достигнет наших сознательных умов. Все что мы видим, может быть окрашено этими кусочками стекла.
Понимаете ли вы суть? Когда вы находитесь на духовном пути, некоторое количество света от вашего Я ЕСМЬ Присутствия достигает вашего сознательного ума. Но если он полностью окрашен содержимым сознательного или подсознательного ума, то у вас НЕ будет мистического опыта. Вы будете настолько сфокусированы на узорах, создаваемых стеклянными осколками, что у вас не будет достаточно осознания, чтобы поинтересоваться, откуда идет этот свет и возможно ли его ощутить в чистой форме. Ваш ум стал закрытой системой, в которой вы видите все окрашенным его внутренним состоянием.
Это приводит к заключению, важность которого я не могу достаточно подчеркнуть. Это – существенное различие между людьми, находящимися на истинном, внутреннем пути, и теми, кто застрял на внешнем пути, который не ведет к настоящему прогрессу. Позвольте мне рассмотреть это как следует.
Важная разделительная линия
Как я сказал, существуют формальные религии и мистические направления в большинстве религий. Люди, следующие формальной религии – это те, у которых никогда не было мистического опыта. Чтобы подтвердить, что есть что-то за пределами материального мира, света приходит достаточно, но он полностью окрашен стеклянными кусочками в калейдоскопе ума. Все же, в большинстве религиозных традиций есть также мистики – люди, у которых действительно был некоторый мистический опыт.
Если вы посмотрите более пристально, то увидите, что есть два типа мистиков. Например, люди, называющие себя христианскими мистиками. Если вы почитаете их труды, то увидите, что у них были низкоуровневые мистические переживания, но поскольку они сильно привязаны к своей христианской системе верования, они убеждены, что эти опыты подтверждают обоснованность и превосходство (иногда даже исключительность) их христианской системы верования.
Другой тип – это те, кого я назвал бы универсальными мистиками. Это люди, у которых было больше мистических опытов или они были более чистыми, и поэтому они начали признавать, что реальность, истина, Бог или как бы вы ни хотели это назвать, воистину выше любой системы убеждений – любых ментальных рамок, – которые когда-либо могли быть созданы на Земле. Эти люди начинают постигать то, что я описал ранее, а именно, что наше Я ЕСМЬ Присутствие старается дать нам ориентир, находящийся вне наших ментальных рамок. Именно когда мы непосредственно испытываем и сознательно признаем, что вне наших ментальных рамок существует реальность, которую мы можем достичь, тогда мы можем сделать важнейший вывод, открывающий нам истинный путь.
Итак, что же это за важный вывод? Он прост: то, что мы испытываем и воспринимаем изнутри своих ментальных рамок, НЕ является реальностью. Реальность полностью вне наших ментальных рамок и никогда не будет соответствовать им.
Это понимание ведет нас к пожалуй самому важному моменту на духовном пути, а именно, когда мы прекращаем попытки защитить свои ментальные рамки, и сознательно решаем, что мы хотим познать реальность, даже если это значит отдать все свои любимые верования о жизни. Вместо стремления заставить Бога или реальность соответствовать нашим ментальным рамкам, мы теперь стараемся очистить свое восприятие, чтобы мы могли видеть реальность такой, какая она есть. Вместо того, чтобы стараться обосновать свои ментальные рамки, мы стремимся освободиться от них.
Вернемся к аналогии с калейдоскопом. Стеклянные кусочки, окрашивающие свет, это действительно наши привязанности, особенно наши привязанности к определенным убеждениям о жизни и мире. Мы хотим, чтобы жизнь была устроена определенным образом, и поэтому на самом деле мы не ищем реальность или истину. Мы ищем выборочно, ищем что-то, что подтвердит то, во что мы уже верим.
Это объясняет, почему очень многие люди находят духовный путь только после прохождения через тяжелый личный кризис. Если вы привязаны к своему мировоззрению, то обычно не будете открыты каким-либо идеям, бросающим вызов или выходящим за рамки вашей системы убеждений. Вы будете стараться оставить свои ментальные рамки нетронутыми. Таким образом, потребуется очень сильный кризис, чтобы вы могли прийти к точке, когда готовы признать, что вашим ментальным рамкам чего-то недостает, и поэтому вы открываете свой ум возможности, что есть что-то за их пределами. Вопрос именно в том, насколько вы открываете свой ум?
Как я сказал, у некоторых людей были истинные мистические переживания, что значит, что они ощутили луч, в некоторой степени, чистого света, идущего от их высших я. Но поскольку эти люди были слишком привязаны к своим системам убеждений, этот опыт показался очень потрясающим, а это значит, что немедленно после него их внешние умы начали накладывать на него интерпретацию, и она, как кажется, подтвердила их основную систему убеждений.
Видите ли вы здесь важную суть? Ваше Я ЕСМЬ Присутствие знает, что вы находитесь в ловушке ментальных рамок, окрашивающих все, что вы видите. Его единственный выбор с целью помочь вам избавиться от рамок – это дать вам мистический опыт, посредством которого вы непосредственно воспринимаете, что вне рамок существует реальность. Но решающий вопрос в следующем: что вы сделаете с этим опытом? Интерпретируете ли вы его правильно и используете в качестве трамплина для получения дальнейших опытов? Используете ли вы его для того, чтобы поставить под сомнение свое нынешнее мировоззрение, убеждения, формирующие вашу ментальную тюрьму? Или вы наложите на этот опыт интерпретацию, из-за чего будет казаться, будто он на самом деле ПОДТВЕРЖДАЕТ ваши ментальные рамки и систему убеждений?
Понимаете ли вы, почему это столь решающе? Опыту предназначено помочь вам поставить под сомнение вашу ментальную тюрьму и освободится из нее. Но если он будет неправильно интерпретирован, то он только будет, как кажется, подтверждать ваши ментальные рамки и то, что вам не нужно выходить за их пределы.
Итак, позвольте мне сказать это еще раз по-другому. Если вы правильно используете мистический опыт, то он будет служить вам в качестве ориентира для постановки под сомнение всех и всяких убеждений в ваших ментальных рамках. Абсолютная реальность заключается в том, что ВСЕ убеждения в ваших ментальных рамках должны быть превзойдены, прежде чем вы узнаете реальность такой, какая она есть. Вам нужно избавиться от ВСЕХ цветных кусочков стекла внутри калейдоскопа.
Я знаю, что это может быть пугающим заявлением, и годами я подозревал это, но продолжал утверждать, что в моем знании и убеждениях о жизни было что-то истинное или обоснованное. Поэтому, я вернусь к этому вопросу в следующей главе, а пока давайте не упустим важную перспективу, которую он открывает. Те, кто находит истинный внутренний путь – это те, кто готов ставить под сомнение все свои убеждения, всё свое знание. Если вы НЕ готовы ставить всё под сомнение – если у вас есть определенные верования, за которые вы хотите держаться, которые вы хотите считать истинными – тогда вы НЕ найдете внутренний путь. Напротив, вы станете на ВНЕШНИЙ путь.
Истинный путь – это то, где вы превосходите всю отделенную идентичность и входите в единство. Ложный путь – это когда вы верите, что возможно держаться за какой-то элемент отделенной идентичности и что, делая то или иное, вы можете усовершенствовать это отделенное я, так что оно получит право войти на небеса. Это то, о чем говорил Иисус в своей притче о свадебном пире. Один человек пришел на пир не в брачной одежде (чистом сознании), и был брошен во тьму внешнюю, где был «плач и скрежет зубов».
Но отстраняясь от драматической манеры речи – у Иисуса действительно была склонность к драматизму – здесь можно увидеть весьма важную истину, которую нельзя признать, пока не начнешь видеть сквозь свои ментальные рамки. Как я говорил несколько раз, вы – тот, кто вошел в отделенное чувство идентичности. Бог, ваше Я ЕСМЬ Присутствие и ваши духовные учителя НЕ будут приспосабливаться к вашим ментальным рамкам. Поэтому единственный способ избавления от ментальных рамок заключается в том, чтобы вы поняли это и достигли реальности, которая вне и выше рамок.
Если вы действительно решите достичь реальности – и решите, что готовы подвергать сомнению свое восприятие – то встретите истинного учителя. Если вы хотите держаться за свои любимые верования – если не признаете, что они являются продуктами вашего восприятия – то вы встретите ложного учителя. Истинный учитель будет говорить вам то, что вам нужно услышать, чтобы избавиться от рамок. Ложный учитель будет говорить вам то, что вы хотите услышать, чтобы чувствовать, что вы можете оставаться в своих ментальных рамках и взять их на небеса.
Поэтому, в следующей главе я поговорю о людях, сбившихся с пути. Они абсолютно убеждены, что будут спасены, совершат вознесение или достигнут просветления. Но в реальности их ментальные рамки только затвердели до такой степени, что теперь не понятно как они вообще из них выберутся.
Заключение
Как я сказал, у меня с детства были мистические переживания, и мой личный путь всегда основывался больше на прямом опыте, чем интеллектуальном понимании (хотя я также стремился к пониманию). Поэтому, в качестве ориентира у меня всегда был непосредственный опыт, который невероятно мне помог.
С тех пор, как я прочел книгу Йогананды, я понял, что мое восприятие действительно может быть искажено, и поэтому мне нужно искать ориентир вне моих ментальных рамок. Для меня это стало очевидно, когда я прочел описание Йогананды того, как он искал своего личного Гуру. Он описывает, что всегда имел определенные ожидания по поводу того, каким должен быть его гуру, но когда он действительно находит его, гуру упрямо отказывается соответствовать ожиданиям Йогананды и фактически делает все, что может, чтобы бросить им вызов. Только когда Йогананда окончательно отказывается от попыток защитить свои ожидания, он может полностью принять своего гуру и таким образом встать на путь ученичества у истинного гуру.
Итак, суть здесь такова, что на мой путь сложным образом повлияли мои мистические опыты, и поэтому я на самом деле не знаю, каково это человеку быть на стезе, не имея таких опытов. Таким образом, я не могу быть лучшим учителем для таких людей, но я действительно считаю, что для человека возможно продвинуться с помощью размышления.
Я верю – возможно, это наивно – что человеку возможно прийти к пониманию того, что я описал в этой беседе, а именно, что цель заключается в достижении прямого переживания истины, которая вне чьих-то ментальных рамок. А блокируют этот опыт верования, к которым привязан человек. Когда вы понимаете это, то можно будет использовать внешнее духовное учение в качестве фундамента для постановки под сомнение своих верований и ожиданий от духовного пути.
Таким образом, вы можете провести уборку своего дома, выбросив некоторые кусочки стекла из калейдоскопа своего ума. И рано или поздно в нем появится достаточно места, чтобы луч света от вашего Я ЕСМЬ Присутствия мог достичь вашего сознательного ума в чистой форме. И как только вы осознаете, что испытали высшую реальность, тогда у вас будет лучшее основание для совершения более быстрого прогресса.
Иными словами то, о чем мы здесь говорим – классический вопрос: «Что появилось первым: курица или яйцо?» Что было первым: мистический опыт или желание смотреть за рамки своих нынешних убеждений?
В конце концов, по моему опыту все сводится к вашей свободной воле. Ваше Я ЕСМЬ Присутствие НИКОГДА не нарушит ее, поэтому если ваш ум не открыт, оно не будет навязываться вам с мистическим переживанием. В моем случае такие опыты у меня были с раннего детства, но это только значит, что в прошлой жизни я открыл им свой ум. Поэтому даже если у вас еще не было мистических переживаний, то ничто не может помешать вам прямо сейчас принять решение, что вы действительно хотите выйти за пределы своих ментальных рамок и поставить под сомнение свое восприятие.
Я убежден, что когда вы будете относиться к себе с правильным пониманием, мистические опыты, вероятно, последуют. Это больше вопрос «когда», чем «если». Когда вы готовы, когда ваш разум открыт, мистические переживания появятся.
Это ведет к интригующему утверждению, сделанному вознесенными владыками: когда готов ученик, появляется учитель.
А вот мое дополнение: вы всегда готовы к какому-либо учителю, поэтому настоящий вопрос таков: к какому учителю вы готовы в любой данный момент?
Это будет темой следующей главы.
Глава 4. Разница между школой мистерий и школой тяжелых ударов
Назад к разделу "Прорывы на духовном пути".
ПОМОЧЬ САЙТУ
НОВОСТИ
В соответствии с расписанием Бдения для духовного исцеления по книге Выражая свою любовь к жизни, с 17 по 25 ноября (включительно) изучаем пятнадцатую главу и читаем призыв из шестнадцатой: Я призываю духовное возрождение.
Как участвовать в бдении смотрите по ссылке.
Опубликован перевод диктовки ПадмаСамбхавы с конференции в Казахстане 2023 г. "Бытие Рекой Жизни в действии":
Освободитесь от реакционной модели поведения с падшими существами
В соответствии с расписанием Бдения для духовного исцеления по книге Господство разума над материей, с 8 по 16 ноября (включительно) изучаем пятнадцатую главу и читаем призыв из шестнадцатой: Я призываю свою высшую идентичность.
Как участвовать в бдении смотрите по ссылке.